Ребенок стал заикаться после прививки

Иногда случается так, что ребенок начинает заикаться.

Если не лечить заикание, то оно может сохраниться и во взрослом возрасте.

  • Как заметить признаки заикания в детской речи?
  • Почему ребенок заикается?
  • Как ему помочь?

На эти и другие вопросы даст ответ эта статья.

Что такое заикание?

Заикание, или логоневрозэто такое нарушение речи, при котором ребенок повторяет или удлиняет некоторые звуки, слоги или слова. От этого возникает неправильное речевое дыхание и нарушается плавность речи.

Причины заикания у детей

Причины заикания могут быть как врожденными (предрасполагающими), так и приобретенными (провоцирующими).

Предрасполагающие причины

К ним относятся:

  • кислородное голодание (гипоксия) во внутриутробном периоде развития или во время родов;
  • недоношенность;
  • родовая травма черепа;
  • генетическая наследственность (у близких кровных родственников);
  • возбудимая нервная система (темперамент холерика).

Провоцирующие причины

Иногда ребенок может начать заикаться по таким причинам:

  • испуг, сильное расстройство;
  • хронический стресс;
  • частые физические наказания;
  • неблагополучная ситуация в семье (скандалы, развод родителей);
  • чрезмерная опека или, наоборот, недостаток внимания к ребенку;
  • ребенок боится не оправдать завышенные ожидания родителей;
  • взрослые пытаются переучить леворукого малыша;
  • ребенок много времени проводит перед компьютером или телевизором;
  • он неосознанно копирует близкого человека, который заикается;
  • малыш перенес заболевание или травму — например, энцефалопатию или менингит, сотрясение мозга.

Симптомы заикания

Как понять, что ребенок начал заикаться?

В его речи будут заметны такие признаки:

  • повторение звуков, слогов или слов;
  • растягивание звуков и слогов;
  • большие паузы между словами или фразами;
  • неритмичная, дерганая речь;
  • неожиданное повышение громкости во время фразы;
  • напряжение мышц лица и конечностей при произнесении звуков;
  • монотонность и однообразность речи;
  • нервные тики.

При заикании изменяется и поведение ребенка:

  • чем сильнее он пытается преодолеть заикание, тем больше он нервничает и тем сильнее проявляются запинки;
  • малыш начинает избегать разговоров или даже людей;
  • его настроение может быстро меняться;
  • появляется плаксивость, агрессивность;
  • может начаться энурез (недержание мочи);
  • ухудшаются сон и аппетит.

Стадии развития заикания

Заикание у детей развивается так:

  • сначала заикание происходит без остановок и запинок, волнообразно;
  • затем появляются длинные паузы, речь становится “дерганой”, ребенку может не хватать дыхания, а в артикуляционном аппарате возникают судороги;
  • через 5-6 месяцев речь засоряется словами паразитами (“э”, “ну”, “вот”, “это”, “да” и т.д.);
  • нарушается артикуляция и моторика в целом;
  • заикание становится хроническим;
  • возникает боязнь собственной речи, постоянное ожидание неудачи при разговоре.

Виды заикания

Родителям стоит знать, какие бывают виды заикания.

Респираторное (дыхательное) заикание

У ребенка заметны длительные паузы в разговоре. Ему сложно закончить слово или фразу при выдохе. Он сильно напрягает живот и лицевые мышцы, ему не хватает воздуха. От этого в разговоре искажается лицо.

Вокальное (голосовое) заикание

В этом случае у ребенка непроизвольно смыкаются голосовые связки, ему не хватает воздуха. Заметно напрягаются мышцы шеи. Голос становится неестественным, а артикуляцию практически не видно.

Эта речевая судорога чаще всего возникает при произнесении гласных звуков.

Артикуляционно-фонетическое заикание

При этом виде заикания спазмы затрагивают мышцы лица. Поэтому происходит внезапное открытие рта или сокращение губ. Иногда случается непроизвольное вываливание языка изо рта или закрытие мышц мягкого нёба.

Смешанное заикание

При смешанном логоневрозе судороги могут чередоваться или наслаиваться друг на друга.

Заикание — это серьезное нарушение речи

Формы заикания

Чтобы вылечить заикание, необходимо разобраться, какой именно формой логоневроза страдает малыш.

Неврозоподобная форма

  • Эта форма заикания начинается во время активного формирования речи (2-3 года). Как следствие, может быть общее недоразвитие речи (ОНР).
  • Часто возникает из-за предрасполагающих причин (кислородное голодание, родовые травмы и т.д.).
  • Ребенок начинает заикаться из-за сильного переживания. Когда он спокоен, речевых судорог нет.
  • Логоневроз усиливается при волнении или перевозбуждении. В этом случае ребенок торопится и не успевает спокойно высказать свои мысли.
  • Речь невыразительная и монотонная.
  • Обычно появляется у вспыльчивых, легко возбудимых и быстро истощаемых детей.
  • Заикание усиливается в подростковом возрасте, при этом возникает боязнь разговаривать.

Психогенная (невротическая) форма

  • Это заикание обычно появляется в 2-6 лет.
  • Может начаться из-за генетической предрасположенности.
  • Очень часто возникает из-за эмоционального перенапряжения или хронического стресса. В периоды, когда их нет, логоневроз бесследно исчезает.
  • Патологий речи и нервной системы нет. Наоборот, эти дети активно начинают говорить раньше среднестатистических детей.
  • От этой формы заикания обычно страдают робкие и впечатлительные дети.
  • Речевые судороги усиливаются в незнакомой обстановке или в состоянии стресса.
  • Заикание не возникает само по себе. Провоцирующим фактором является травмирующее событие — например, начало посещения детского сада, переход в другой класс школы и т.д.
  • Если стресс был очень сильным, ребенок может на время перестать говорить вообще.
  • Одновременно с логоневрозом могут появиться страхи (темноты, высоты и т.п.) или энурез.

Диагностика и лечение заикания

Если родители заметили у ребенка признаки логоневроза, необходимо обратиться к специалистам! В подавляющем большинстве случаев заикание само не пройдет.

Чтобы поставить точный диагноз и назначить лечение, малыша должны обследовать невролог, логопед, дефектолог и психолог. Также следует сделать такие исследования, как ЭЭГ и МРТ.

Для лечения заикания врачи могут порекомендовать ребенку легкие успокоительные и расслабляющие спазмы средства.

К ним относятся:

Кроме этого, помогают и народные средства:

  • травяные чаи;
  • фитованны;
  • ингаляции с отварами.

Для этого используют такие травы:

Внимание! Нельзя самостоятельно подбирать лекарственные средства! Это может серьезно навредить ребенку!

Методы избавления от заикания

Чтобы преодолеть заикание, необходимо выполнять рекомендации дефектолога или логопеда.

  • Ребенку потребуется курс логопедического массажа. Он позволит расслабить те мышцы, которые зажимаются при произнесении фраз, и снять спазмы речевого аппарата.
  • Нужно каждый день выполнять определенный комплекс логопедических упражнений. Это поможет нормализовать речевое дыхание и темп речи.
  • Для этой цели отлично подходят дыхательные упражнения по методике Стрельниковой. Они помогают сформировать правильную воздушную струю и эффективно ее расходовать во время произнесения фразы.
  • Хороший результат дают занятия логоритмикой.
  • Детям часто советуют читать вслух стихи или петь песни. Можно даже заниматься хоровым пением.

Профилактика заикания

Как не допустить возникновения заикания?

Для этого нужно заниматься его профилактикой.

Эти советы особенно актуальны тем детям, у которых есть врожденная предрасположенность к логоневрозу.

  • Не только ребенку, но и родителям, нужно говорить в спокойном, размеренном темпе.
  • Речь взрослых должна быть плавной и четкой.
  • В разговоре с ребенком следует говорить простыми и понятными фразами;
  • Полезно учить стихотворения и читать их вслух, петь песенки.
  • Несколько раз в неделю надо выполнять дыхательную гимнастику и логоритмические упражнения.
  • Важно четко соблюдать режим дня, с достаточным количеством сна и прогулками на свежем воздухе.
  • Рекомендуется слушать классическую музыку — Моцарта, Бетховена, Шопена.
  • Если ребенок тревожный и у него есть страхи, нельзя заставлять его “бороться” с ними.
  • По возможности надо сохранять положительную и спокойную атмосферу в доме.
  • Если у ребенка возникла стрессовая ситуация, необходимо на время ограничить ребенка от излишнего эмоционального напряжения. Например, от шумных развлекательных мероприятий, походов в гости, длительного просмотра мультфильмов и компьютерных игр.

Заикание — это серьезное нарушение речи. Его течение нельзя пускать на самотек. Для лечения необходимо обратиться к квалифицированным специалистам, чтобы они составили курс лечения. Избавиться от заикания возможно, если целенаправленно и ежедневно выполнять рекомендации логопеда, дефектолога и невролога.

Ребенок перестал говорить после прививки АКДС

В последние годы многие родители отказываются вакцинировать своих детей, аргументируя тем, что прививки приводят к различным нарушениям психоречевого и речевого развития малышей: от временного отката назад до расстройств аутистического спектра (РАС). Форумы дают противоречивую информацию. Сегодня мы попробуем разобраться, действительно ли существует связь между прививками, в частности АКДС, и внезапным исчезновением речи, взяв за основу научные данные.

Что такое АКДС?

Действие вакцины АКДС направлено на предупреждение таких серьезных заболеваний, как коклюш, дифтерит и столбняк. Для детей эти инфекции являются очень опасными, они могут привести даже к смертельному исходу. Согласно российскому Национальному календарю прививок, курс состоит из трех уколов – в 3 месяца, в 4,5 месяца и 6 месяцев. В 1,5 года ребенка ревакцинируют, чтобы поддержать достаточный уровень иммунитета. Если по каким-то причинам прививки не были сделаны вовремя, то вакцинацию нужно обязательно провести до 4 лет. Детям постарше вводят вакцины, не содержащие коклюшного компонента.

Есть ли реальная связь между АКДС и исчезновением речи?

Интернет полон ужасающих историй, как после той или иной прививки ребенок, который вовсю гулил и лепетал или даже говорил, резко утратил эти навыки, стал апатичным и вялым, и родители не первый год скитаются по врачам. Можно ли им верить, неизвестно. Существуют даже целые движения антипрививочников, которые отказываются от вакцинации и активно муссируют подобные «страшилки». С другой стороны, отказ от прививок открывает путь опасным инфекциям, которые не только тяжело переносятся маленькими детьми, но и могут привести к пожизненной инвалидности и даже смерти.

На самом деле современной науке не известно масштабного объективного исследования, которое доказывало бы, что именно вакцины АКДС вызывают резкий откат в психоречевом и речевом развитии, включая аутизм. Зато доказано, что подобные осложнения вызывает несоблюдения важнейшего принципа вакцинации: прививать можно только полностью здорового ребенка при отсутствии патологий со стороны центральной нервной системы.

По мнению педиатров и неврологов, в группу риска попадают дети, имеющие следующие проблемы в анамнезе:

  • кислородное голодание в период внутриутробного развития и родов;
  • органические пороки развития ЦНС;
  • заболевания сердца и органов дыхательной системы;
  • хронические и острые воспалительные процессы;
  • атопический дерматит;
  • подверженность простудным заболеваниям;
  • серьезные травмы, полученные накануне и после вакцинации.

Именно поэтому всем родителям настоятельно рекомендуется полностью обследовать ребенка у врача, которому они доверяют. Необходимо сдать хотя бы анализ крови, чтобы убедиться, все ли в порядке. Если выявлены опасные факторы, то либо педиатр дает мед. отвод от прививки, либо сдвигается график вакцинации.

В перечисленных случаях действительно может произойти откат в речевом развитии. Любая прививка, даже очень дорогой импортной вакциной – это серьезный стресс для организма, на который он отвечает тем или иным образом, например, повышением температуры, апатией, бессонницей и т. д.

Маленькие дети с ослабленным здоровьем, имеющие неустойчивые речевые навыки, временно их утрачивают, но как долго ребенок будет молчать, не скажет вам ни один врач, здесь все зависит от индивидуальных особенностей малыша. Иногда речь возвращается самостоятельно, как только упадет температура, однако в большинстве случаев родители должны сразу же обратиться к неврологу и логопеду. Врач тщательно обследует ребенка, назначит препараты, улучшающие мозговую деятельность, логопед подберет наиболее эффективную коррекционную программу.

Читать еще:  Руководство по производству прививок винограда на месте

Правда ли, что АКДС приводит к аутизму?

Нет. Это растиражированный несведущими людьми миф, и не более того. Расстройства аутистического спектра и сам аутизм – сложные состояния, которые зависят от множества факторов, механизмы их возникновения еще не ясны до конца. Однако есть объективные международные исследования, доказавшие, что аутизм никак не связан с вакцинацией.

Миф о том, что РАС являются следствием АКДС и других прививок, связан с тем, что изменения в поведении и развитии ребенка появляются как раз в возрасте 1,5 – 2 лет, то есть как раз тогда, когда он оканчивает основной курс вакцинации. Естественно, что расстроенные родители связывают появление симптомов со значимым событием – прививкой.

Подлила масла в огонь публикация врача Эндрю Уэйкфилда в журнале Lancet в 1998 году, где он описывал случаи якобы постпрививочного аутизма. Однако выяснилось, что он ничем не может подтвердить свои данные, статью отозвали, а его самого лишили права заниматься врачебной деятельностью. Кроме того, среди малышей с истинным аутизмом есть дети, которые утрачивают с возрастом речевые навыки именно из-за болезни.

Между тем, международные исследования доказывают, что развитию аутизма в равной степени подвержены и привитые, и непривитые малыши. Статистические данные собирались и в странах, где родители могут позволить себе приобрести дорогие импортные вакцины, и в странах, где нет возможности провести минимальную вакцинацию всем детям. Это подтверждает эксперт благотворительного фонда «Обнаженные сердца» детский невролог Святослав Довбня.

А также, был предельно тщательно изучен состав популярных вакцин: может, резкий регресс вызван веществами, использующимися для стабилизации? Однако современные препараты не содержат тяжелых металлов. У детей, которым были привиты разные вакцины, риск развития аутизма имеет совершенно одинаковую вероятность.

Исследования проводились многократно в течение почти двадцати лет, и никакой связи между аутизмом, РАС и вакциной АКДС обнаружить не удалось. Единственный общий момент: это совпадение графика прививок и времени появления первых симптомов заболевания.

В любом случае риски, связанные с полным отказом от прививок, намного выше, поскольку речь идет о сохранении жизни ребенка. Малыш общается с другими детьми, возится в песке и земле, может съесть немытый фрукт и выпить сырой воды, посещает стоматолога. Не имея иммунитета, он легко заразится, тяжело перенесет болезнь, неизбежно возникнут осложнения, среди которых, кстати, может оказаться и исчезновение речи, и отставание в развитии. Окончательное решение принимать только Вам.

Заикание: как помочь ребёнку

Растерянность, чувство вины, отчаяние охватывает родителей заикающихся детей. Почему ещё недавно малыш говорил хорошо, а сейчас и слова не может произнести? Чем можно помочь ребёнку? Когда лучше начинать лечение? И главное, как воспитать спокойного, уверенного в себе ребёнка? Довольно часто в своей практике мне приходится слышать эти вопросы от обеспокоенных (и не напрасно. ) родителей. Заикание — серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. И роль родителей в процессе преодоления заикания у ребёнка или подростка переоценить невозможно. В этом я убеждаюсь на собственном опыте работы с заикающимися детьми уже больше 10 лет. Поэтому сегодняшний разговор я адресую Вам, дорогие родители. Буду рада помочь в прояснении возникшей проблемы в Вашей семье. И надеюсь, что в случае обращения ко мне как к специалисту по коррекции заикания, Вы станете активными участниками процесса реабилитации Вашего ребёнка. Ведь без Вашей помощи и готовности к переменам нам не справиться!

Первый вопрос, который задают практически все родители: «Почему.

Почему мой ребёнок стал заикаться? Ведь говорил хорошо, уже и предложения появились в речи, и стихи рассказывал… и вдруг… запинки!?

Действительно, в большинстве случаев, заикание возникает именно на этапе интенсивного развития речи в возрасте от двух до пяти лет, когда идет активное формирование коор­динированной системы рече­вых движений и мышления. Важно понимать, что за­икание не просто дефект речи, а проявление общего невроза, то есть расстройство не только речевой системы, но и организма в целом. У детей с не­плавной речью плохой сон, аппетит, неустойчивое наст­роение, чрезмерная подвиж­ность или, наоборот, скованность. Налицо так называемый «срыв» высшей нервной деятельности, когда нарушено равновесие процессов возбуж­дения и торможения, протекающих в коре головного мозга. Заикание может возникать остро, то есть внезапно, вследствие какой-либо психотравмы или нарастать постепенно, без видимых причин, иногда в течение нескольких месяцев.

— Что может послужить причиной заикания?

Любой сильный раздражитель, не обязательно сугубо отрицательного харак­тера. Даже резкая смена обстановки, вид незнакомого жи­вотного может вывести ребен­ка из равновесия. В результате нарушается нор­мальное взаимодействие коры головного мозга с подкоркой, которая и регулирует темп и ритм речи.

Нередко заикание возникает при неровном отношении к ребенку взрослых: от наказа­ний переходят к заласкиванию, один из родителей запрещает что-то, а другой разре­шает. Ссоры между отцом и матерью, напряженная обста­новка в семье также отрица­тельно влияют на нервноесостояние ребенка, а значит, соз­дают почву для расстройства речи.

Форсирование речевого развития ребенка. Родители на­стаивают, чтобы ребёнок заучивал труд­ные многосложные слова, непонятные ему стихотворения, рано начинают обучать грамоте, демонстрируют речевые до­стижения малыша своим знакомым.

Либо задержка развития речи. Иногда ребенок знает и понимает больше, чем может выразить речью, он подыскивает слова и выраже­ния, повторяя и повторяя зву­ки и слоги, как бы на ощупь выбирая соответствующие язы­ковые средства. Эта привычка закрепляется и также может привести к заиканию.

Перенесенные ин­фекционные заболевание (особенно при осложнениях на центральную нервную систему), и поражения го­ловного мозга в раннем дет­ском возрасте (внутриутроб­ные, природовые и другие травмы).

— Когда нужно начинать лечение? И к кому обращаться?

Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в начальной стадии. И подход к преодолению неплавности речи обязательно должен быть комплексным. Мы сразу же советуем обратиться родителям к врачам – нервопатологам. Ещё раз подчеркну, заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы. Его невозможно преодолеть без лечения нервной системы. Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Иногда необходимые ребенку лекарства «угадываются» не сразу, подбор может занимать 2-3 месяца. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется. Связано это с тем, что несмотря на избавление от запинок, уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы ребенка остается низким, а значит, возможен рецидив заикания, особенно в кризисные периоды развития ребенка.

Специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно первые два месяца при внезапно возникшем заикании не проводятся. Вводится охранительный режим речи. О нём я расскажу чуть ниже. А вот обратиться к психологу или психотерапевту стоит сразу же. Квалифицированный специалист поможет ребёнку отреагировать возможные психотравмы – испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни (начало посещения детского сада, рождение младшего брата или сестры, переезд и т.п.). В этом действенны игровая и песочная терапия, сказкотерапия или арт-терапия. Выбор метода зависит от особенностей Вашего ребёнка и возможностей терапевта. Также семейный психотерапевт (а речь идёт именно о семейном подходе к коррекции нарушения плавности речи) окажет поддержку взрослым членам семьи ребёнка (ведь для родителей это тоже стресс!) и направит Ваши дальнейшие действия.

— Как вести себя с ребёнком, если появилось заикание?

Прежде всего, не паникуйте. Ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо»,и не просить, чтобы он «сказал хорошо». И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

Создайте условия для нормализации эмоционального состояния ребенка. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком, гармоничные отношения между всеми членами семьи — необходимое условие для лечения заикания. Но это не зна­чит, что заикающегося ребен­ка надо считать больным, чрезмерно опекать, потакать его капризам. Разумная требо­вательность остается, а вот конфликтов и резкостей в обращении следует избегать.

— Чем я могу помочь своему ребёнку?

Помогите ребёнку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых. Постарайтесь говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, лаконичной и плавной. Важное условие – научиться шире открывать рот, хорошо артикулируя гласные (я не предлагаю проговаривать слова нараспев). Не требуя от ребенка, чтобы он говорил медленно, сами почаще говорите и читайте ему медленно, плавно, широко открывая рот, чтобы ребенок воспользовался этим приемом неосознанно, по подражанию.Замечено, что через две недели такого речевого режима дети начинают вслед за родителями говорить медленнее и чётче. А два месяца соблюдения новых правил речи в семье (подчёркиваю – не только ребёнком, а всеми членами семьи! Это важно. ) позволяют свести запинки на нет даже без вмешательства логопеда.

Не провоцируйте ребенка на речь. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и каких вопросов вы задаете своему ребенку. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем…», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем…». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

— Слышала, что специалисты по заиканию советуют полностью ограничить речь ребенка на начальном этапе коррекции заикания, перевести его на режим молчания, исключить все виды эмоционального воздействия. Правильно ли это?

Может быть, и следовало бы дать нервной системе ребенка полный покой, но часто такие жесткие рекомендации выполнить не удается. Нельзя запретить ребенку говорить, когда у него возникает такая потребность, спрашивать, заниматься любимым делом (музыкой, рисованием и т.п.), читать книги, иногда смотреть детские передачи, к которым ребенок привык. Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже, а не ссориться с ним и запрещать привычные вещи.

Читать еще:  Синяк и уплотнение на месте прививки бцж

Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно:

Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать
решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется. Песочная терапия занимает особое место при работе с неврозами.

Эффективны и полезны также игры на развитие дыхания. Пускайте с детьми мыльные пузыри, учите задувать свечи, дуть через трубочку в стакан с водой, сдувать вату с ладони и т.п. Такие упражнения очень нравятся малышам, и оказывают благотворное влияние на формирование речевого выдоха.

— Когда начинать занятия с логопедом?

Логопедические занятия показаны с 3-х лет, если заикание отмечается более 2-3 месяцев и перешло уже в стадию закрепившегося. Если кроме нарушения плавности наблюдается задержка речевого развития, то начинать надо с неё. Вряд ли речь станет плавной, когда у ребёнка ограничен словарный запас или он затрудняется построить фразу. Теперь после завершения охранительного режима речи (в первые 2 месяца появления заикания) пора перейти к активным занятиям по развитию речевых способностей.

О структуре занятий Вы узнаете уже при личной встрече со специалистом. Но хочу отметить важную специфику в работе с заикающимися детьми:

  • Наилучший результат достигается при комплексном междисциплинарном
    подходе
    – соединении логопедии, психологии и психотерапии. Моя специальность так и звучит: логопсихотерапевт. Это позволяет, например, при выполнении логопедических заданий отслеживать психическое состояние ребёнка и профессионально реагировать на его изменения. А психокоррекционные упражнения снижают напряжение у детей и позволяют лучше усваивать речевой материал. Очевидно, что речь специалиста должна быть показательной для ребёнка и соответствовать установленным речевым правилам.
  • В работе с заикающимися детьми предпочтительнее занятия в малых группах. Заикание не случайно счи­тается нарушением коммуни­кативной функции речи (ком­муникация — обшение). Имен­но в общении заикающийся ребёнок испытывает наиболь­шие затруднения. Дети обыч­но хуже говорят когда волнуются, в присутст­вии незнакомых людей или тех, кого они боятся. Дефект речи влияет на раз­витие и поведение ребенка. Дети-заики обычно робкие, стеснительные, неуверенные, со временем начинают ис­пытывать страх, когда нужно говорить. А групповые занятия помогут ребёнку закрепить полученные навыки речи в общении со сверстниками. Ведь наша основная задача – помочь ребёнку чувствовать себя уверенно и свободно в социуме. И это – хорошая практика для него.
  • Успех в преодолении заикания вряд ли возможен без осознания Вами,
    родителями, своего влияния на возникновение проблем у ребёнка и Вашего активного участия в терапевтическом процессе,
    готовности изменять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя. Семейный логопсихотерапевт призван создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы. Найти новые пути конструктивного взаимодействия в семье и восстановить гармонию в отношениях и речи.

Заикание – нарушение действительно очень непростое, но ПРЕОДОЛИМОЕ. Я в этом глубоко уверена! Как и большинство моих воспитанников и их родителей. Всегда рада, когда моя помощь не требуется, но если есть необходимость – ГОТОВА ПОМОЧЬ.

Автор: Зиздо Наталия Васильевна

Задавайте свои вопросы, с удовольствием на них отвечу на страницах сайта. Или звоните: 8908 198 62 04

Заикание у детей:
причины и лечение

Заикание (логоневроз) – неприятное и пугающее нарушение речи, которому подвержены дети. Но оно излечимо, причем довольно эффективно. Об этом говорит статистика. Около 4% детей страдают заиканием. И такое же нарушение речи встречается лишь у 2% взрослых людей.

Формирование детской речевой функции очень сложный процесс, в ходе которого могут возникать различные сбои. Самое часто встречающееся нарушение речи – заикание. Оно может быть вызвано массой причин. Проявляется заикание довольно рано, и своевременная реакция родителей – залог успеха в преодолении проблемы.

Если не уделить этому должного внимания, у ребенка могут возникнуть большие трудности в социальных контактах, он замкнется, не сможет в полной мере строить отношения с людьми и успешно учиться в школе.

Дефект речи у детей может быть вызвано множественными факторами – как внешними, так и внутренними. Если малыш начал заикаться с самого раннего возраста, в 2-3 года, вероятно, истоки стоит искать в нарушениях функций головного мозга. Это будут врожденные причины:

  • Патологии беременности. Проблемы с речью могут быть вызваны внутриутробной гипоксией, если в течение девяти месяцев крохе патологически не хватало кислорода. Мамочка могла перенести серьезные инфекции в ходе вынашивания малыша, карапуз мог страдать от внутриутробной инфекции.
  • Проблемы в родах. Если роды были тяжелыми, малыш мог страдать гипоксией в процессе своего появления на свет. Или же кроха получил родовую травму, которая отразилась на нормальной деятельности головного мозга. Нередко причиной заикания является преждевременное появление ребенка на свет.
  • Генетика. Если кто-то из кровных родственников ребенка заикается, очень велика вероятность, что малыш тоже начнет страдать этим нарушением речи. Генетический фактор заикания является одним из основных в определении причин проблемы.
  • Индивидуальные особенности. Если ваш ребенок родился с холерическим складом темперамента, то вероятность, что он начнет заикаться, значительно выше, чем у детей- сангвиников или деток -меланхоликов. Это объясняется повышенной возбудимостью и нервозностью холериков.

Если ребенок сначала говорил нормально, а заикаться начал лишь в 4 года или в 5-6 лет, это может говорить о неблагоприятном внешнем воздействии на речевую функцию.

Такое заикание считается приобретенным:

  • Психологическая травма. Если малыш болезненно перенес утрату кого-то из близких, его что-то сильно испугало, он испытывает хронический затяжной стресс, речь может нарушиться. Заиканием могут начать страдать дети, которые испытывают критический дефицит внимания или, наоборот, избалованные и капризные малыши. Часто психологическая причина заикания кроется в завышенных требованиях родителей и боязни дошкольника не соответствовать им.
  • В группе риска дети из семей, в которых царит неблагоприятный психологический климат, часто случаются скандалы и ссоры, недавно произошел развод родителей, если в семье допускают физическое наказание ребенка. Стать заиками рискуют и дети, которые много времени проводят за компьютером, перед телевизором. Они подменяют реальный мир виртуальным, им становится сложнее общаться с окружающими, развиваются речевые нарушение.
  • Физиологические процессы. У детей до 5 лет полушария головного мозга не созрели в полной мере, и функционируют в «тестовом» режиме, это может стать естественной причиной заикания. Такое нарушение речи не нуждается в коррекции, оно проходит само, причем довольно быстро, по мере вырастания.
  • Перенесенные заболевания. Нарушение речи может стать следствием перенесенных инфекционных недугов – менингита или энцефалопатита, травмы мозга – сотрясения, ЧМЗ, ушибов. Иногда в основе заикания лежит сахарный диабет или грипп, ОРВИ и острые респираторные заболевания, перенесенные с осложнениями.
  • Ложное заикание. Если в семье ребенка кто-то заикается (мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д.) малыш может просто копировать манеру речи близкого человека. При этом у него самого никакой патологии нет. Такое явление называется псевдозаиканием.
  • Попытки переделать леворукость. Очень часто начинают заикаться дети, родители которых пытаются искусственно изменить из предпочтение левой руки правой. Малыши – левши более тяжело переносят стрессы, это особенность их психологии. Если мама и папа постоянно перекладывают из удобной для ребенка левой ручки ложку и карандаш в правую руку, эта ситуация станет сильнейшим стрессом для малыша.

Данный выпуск передачи от квалифицированного доктора расскажет, что может являться спусковым механизмом заикания у детей.

Определить причину заикания поможет внимательно наблюдение за ребенком. Если он начинает заикаться только в нервной или стрессовой ситуации, когда сильно волнуется, в присутствии посторонних, это может говорить о приобретенном заикании, невротическом, неврозоподобном. При таком нарушении речи в спокойной и хорошо знакомой атмосфере малыш обычно выговаривает все вполне нормально.

Если заикание имеет постоянный характер, не зависящий от внешних факторов (погоды, присутствия посторонних, волнения ребенка), то, вероятно, причина нарушения в неправильной работе головного мозга, поражении речевого центра.

Мальчики в 4 раза чаще подвержены заиканию, чем девочки.

Симптомы и признаки

  • Судорожные спазмы речевого аппарата при попытке произнести звуки вначале, середине слова. Причем малыш может «спотыкаться» как на одной звуке «м-м-м-м-машинка», «машинк-к-к-ка», так и на целом слоге «ма-ма-машинка».
  • Затянутые паузы между звуками в середине слова «ма. шинка», растягивание звука.
  • Комбинированное нарушение речи, когда наблюдается и слогово-звуковые повторения, и неоправданные паузы в середине слова.
  • С появлением заикания обычно ребенок становится более нервным, агрессивным и слезливым. Он очень старается выговорить слово, у него не получается, он переживает, часто плачет.
  • У заикающегося малыша в большинство случаев появляются нервные тики.
  • Довольно часто дети, которые испытывают трудности в произношении слов, замыкаются. Им сложно общаться, они предпочитают находиться в одиночестве, боясь стать объектом насмешек.
  • С появлением заикания обычно нарушается сон, может проявиться ночной энурез, нарушения аппетита и пищеварения.

Признаки заикания — главное заметить вовремя! Предлагаем Вам посмотреть историю одного ребенка, в частности практический урок как мальчика лечат от заикания.

Разновидности

  • Патологическое заикание. О нем можно говорить, если причины нарушения речи имеют врожденный характер или обусловлены генетически.Невротическое заикание. О нем идет речь во всех остальных случаях (травмы, перенесенные заболевания, если ребенок заикается от испуга, стресса, тяжелого психологического фактора).
  • Тоническое заикание. О таком виде нарушения речи специалисты говорят, когда ребенок делает паузы в части слова или растягивает гласные.
  • Клоническое заикание. Это заикание, при котором ребенок не может выговорить отдельный слог или букву, часто повторяя их.Комбинированное заикание. Это самая сложная форма речевого нарушения. При ней ребенок проявляет признаки и тонического, и клонического вида заикания.
  • Стабильное (привычное) заикание. Если оно имеет постоянный характер.
  • Нестабильное заикание. О нем можно судить в случае, если ребенок заикается не всегда, а лишь при каких-то определенных обстоятельствах, чаще всего в стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке.
  • Циклическое заикание. Это нарушение речи, которое отличается промежутками «покоя», т. е. ребенок может какой-то период говорить вполне нормально, затем заикание возвращается.
Читать еще:  Существует ли прививка от орви

Обычно заикание у ребенка вполне эффективно поддается коррекции. Главное – как можно скорее выявить причину, вызвавшую дефект речи, и устранить ее. Первое, что должны сделать родители, которые заметили у своего карапуза начинающееся заикание, успокоиться. Не стоит показывать малышу, что вас пугает или раздражает его недостаток. Лучше вообще не акцентировать внимания на неудачных попытках крохи что-то выговорить. Просто наблюдайте и ищите причину.

Предлагаем к Вашему вниманию очень интересное, а главное полезное видео Доктора Комаровского о детском заикании.

Независимо от того, удалось обнаружить первоисточник проблемы или нет, ребенка следует показать неврологу, логопеду, психологу, а иногда и психотерапевту. Начать обследование лучше с консультации педиатра, не удивляйтесь, если он даст направление к детскому психиатру. Специалисты проведут необходимую диагностику, помогут разобраться, что стало «пусковым механизмом» заикания и подскажут, что делать дальше.

Приготовьтесь к тому, что обследование будет довольно внушительным. Помимо бесед с ребенком, оценки проявлений его психосоматики, врачи, скорее всего, назначат ЭЭГ, МРТ головного мозга. С данными этих методов диагностики картина будет более полной.

Лечить заикание у детей можно разными способами. Медикаментозное лечение довольно эффективно, но без психотерапии не приведет к желаемому результату. Метод гипноза, который может предложить родителям ребенка психотерапевт, большинству детей противопоказан, обычно его рекомендуют подросткам. Однозначно можно сказать только то, что лечение будет сугубо индивидуальным, подобранным по результатам обследования с учетом всех личных особенностей ребенка и причин, которые вызвали нарушение речи.

Родителям следует подготовиться к тому, что лечение будет комплексным и довольно долгим, исправить заикание непросто. В ходе всей терапии придется неукоснительно ежедневно выполнять все назначения и рекомендации врачей. Именно большое желание избавиться от заикания, каждодневный совместный с малышом труд, целеустремленность и твердая вера в победу помогут ребенку преодолеть проблему и жить полноценной жизнью.

Также предлагаем Вам прослушать лекцию С.Б. Скобликовой о детском заикании.

Основная коррекция

Педиатр, психиатр, невролог и психолог помогут установить истинные причины заикания. А вот лечить ребенка от него будет логопед – дефектолог. Обращаться к этому специалисту придется довольно часто. Он станет практически другом вашей семьи. Современная логопедия позволяет подобрать для малыша индивидуальную коррекционную программу.

Логопед объяснит родителям основные принципы и даст упражнения, которые нужно будет выполнять в домашних условиях. С определенной периодичностью вы с ребенком будете показывать логопеду, каких успехов вам удалось добиться.

Логопедические методики основаны на нормализации дыхания и темпа речи. Все занятия проводятся с использованием игровой деятельности. Заикающимся малышам врачи рекомендуют петь песенки, читать стихи, практиковать ритмику. Очень часто логопеды настаивают на том, чтобы родители записали ребенка на хор. Это позволяет тренировать речевой аппарат, а во время пения, как известно, дефекты речи незаметны, заикание полностью исчезает.

Постепенно, в игре малыш начинает преодолевать барьер, мешающий выговаривать слова, и его речь приобретает нормальный темп.

Для достижения результата понадобятся и лечебные процедуры. Так как заикание – проблема комплексная, подход к ней будет таким же. Рекомендации врачей тут довольно стандартны.

Занятие по логопедическим методикам, усвоение речевого материала будет дополнено сеансами массажа. Массаж будет направлен на расслабление, улучшение кровообращения. Цель – снять спазмы речевого аппарата на физическом уровне, релаксация. Зоны, которым массажист уделит особое внимание при коррекции речевого нарушения – шея, губы, плечевой пояс, гортань, мимические мышцы. Именно они, как правило, находятся в тонусе, зажаты у детей с проблемами речи.

Видео артикуляционного массажа как помощь заикающимся деткам.

Дыхательная гимнастика

Наиболее часто при коррекции детского заикания используется методика Стрельниковой. Основная цель – сформировать правильное и эффективное дыхание, при котором значительно улучшится кровоснабжение всего организма в целом и органов речи в частности. В ходе занятий ребенок сможет научить говорить слова на выдохе, это поможет ему произносить их целиком, не дробя на слоги или отдельные звуки.

Лучше, если вы будете заниматься гимнастикой по методу Стрельниковой под наблюдением опытного физиотерапевта, поскольку многие упражнения в ее системе довольно тяжелы для ребенка, малыш может уставать, если делать их дома, у него может подниматься артериальное давление, появляться головные боли.

Предлагаем к Вашему внимание обучающий видео-урок дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой.

Гипноз подходит только детям среднего и старшего школьного возраста с довольно устойчивой психикой. Для коррекции речевых проблем метод может быть использован только в случае, если ребенок поддается гипнотическому влиянию психотерапевта. Многие детки, увы, негипнабельны.

У гипноза есть свои преимущества – с состояние транса ребенок в состоянии открыть истинную причину нарушения своей речи, это дает возможность быстрее выяснить, что его напугало или стало стресс-фактором.

Предлагаем видео-роллик о лечении заикания гипнозом, и собственно результаты теста.

Медикаментозное лечение

Лечить заикание медикаментами врачи стараются только в самых сложных случаях, когда у ребенка наблюдаются серьезные психические и нервные расстройства. В таких случаях врач назначает транквилизаторы, противосудорожные препараты. Легкие седативные средства могут быть назначены и при легкой форме заикания. Какие лекарства могут быть прописаны при заикании?

Заикание у детей

Содержание:

Заикание – это заболевание, которое характеризуется нарушением произношения слов вследствие спазмов и судорог мышц речевого аппарата. Оно достаточно распространено, так как около 2% детей сталкиваются с такой проблемой. Чаще всего болеют дети возрастом от 2 до 5 лет. Стоит отметить, что по мере взросления заикание может уменьшиться или совсем исчезнуть.

информацияУ мальчиков такое нарушение встречается чаще, чем у девочек, в соотношении 3 к 1. На сегодняшний день отмечают увеличение числа заикающихся детей, в особенности в самых развитых странах.

Это связывают с огромным потоком информации, с которым не в силах справиться неокрепшая нервная система ребенка.

Причины заболевания

Так как чаще всего заболевание обусловлено нарушениями деятельности нервной системы, основные причины условно делят на 2 группы:

  1. Предрасположенность к заиканию, наследственность. В группу риска попадают недоношенные малыши, а также дети, во время вынашивания которых у матери были внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, различные травмы. Оказывает влияние на формирование заболевания генетическая предрасположенность и нарушения развития и работы головного мозга ребенка, выявленные еще во время беременности.
  2. Внешние воздействия:
    • различные психологические травмы (стрессы, испуг, сильный страх);
    • инфекционные заболевания ушей и органов дыхания;
    • травмы головного мозга (сильные ушибы, сотрясение);
    • инфицирование центральной нервной системы (энцефалит, менингит);
    • заболевания, которые могут поражать головной мозг (сахарный диабет);
    • заболевания, сильно ослабляющие организм (рахит, частые ОРЗ);
    • незрелость головного мозга;
    • чрезмерная нагрузка, оказываемая на нервную систему;
    • неправильное формирование речи вследствие неправильного воспитания.

Иногда заикание появляется при подражании ребенка взрослым. Например, если один из родителей заикается, то ребенок может повторять за ним. Это может проявляться в двух вариантах: только при общении с взрослым-заикой или же при общении и с другими людьми.

Предвестники заикания ребенка

Предвестником заикания является резкое длительное (от 2 до 24 часов) неестественное молчание ребенка, а когда малыш вновь начинает разговаривать, то уже заикается. Часто это возникает после испуга или сильного конфликта в семье, свидетелем которого стал ребенок.

советВ период такого молчания важно как можно быстрее обратиться к врачу и тогда заикание, возможно, удастся предотвратить.

Основные симптомы

  1. Судороги в процессе речи. Бывают разных видов.
    • Тонические – короткий спазм приводит к тому, что при произношении слова появляется пауза, например «т-т-т-тетрадь».
    • Клонические – вызваны спазмами голосовых связок, что провоцирует повторение одного и того же слога, например «те-те-те-тетрадь».
    • Смешанные, которые включают в себя признаки предыдущих видов.
  2. Остановки и запинки в середине слова или фразы.
  3. Появление так называемых уловок. Ребенок вставляет между словами, которые ему трудно произнести ненужные звуки или слова («а», «и», «э», «вот», «это», «ну»).
  4. Нарушения координации движений. Скованность, зажатость или наоборот чрезмерная двигательная активность.

Заикание у детей может протекать в трех формах:

  • ребенок заикается все время и во всех формах речи;
  • заикание может то усиливаться, то ослабляться, но полностью не исчезает;
  • заикание проходит, но через некоторое время появляется снова.

Лечение заикания у детей

Для эффективного лечения заикания ребенка должны обследовать:

дополнительноКомплексный подход ускорит выздоровление.

Психоневролог выявит нарушения в нервной системе, избавит ребенка от психологических проблем. Устранения страха перед речью, общением, формирование у малыша уверенности в себе и возможности комфортно себя чувствовать при любых обстоятельствах – важные этапы при лечении заикания.

Педиатр диагностирует и назначит лечение инфекционных и сопутствующих заболеваний. Повышение иммунитета, профилактика ОРЗ, проведение физиотерапевтических процедур различного плана (электросон, плавание, массаж) – основные задачи, которые стоят перед врачом, не считая лечения хронических заболеваний.

Логопед поможет ребенку справиться с нарушениями речи. Важное значение в занятиях имеет логопедическая ритмика – комплексные упражнения для голосовых и мимических мышц (подвижные игры с пением и хороводы, например), а также примеры правильного произношения для ребенка. Зачастую, кроме занятий с логопедом, даются задания на дом для занятий с родителями.

Советы и рекомендации родителям для коррекции речи ребенка

  1. Так как заикание чаще всего возникает у детей 2-5 лет, постарайтесь справиться с заболеванием до поступления в школу.
  2. Создайте для ребенка атмосферу комфорта и уюта в семье, не ругайте и не одергивайте его, не повышайте голос.
  3. Следите за правильностью своей речи, не «сюсюкайте» и не «лопочите». Говорите четко и внятно, в среднем темпе.
  4. Регулярно занимайтесь с ребенком, в точности исполняя рекомендации логопеда.
  5. Во время лечения постарайтесь немного снизить время общения ребенка со сверстниками.
  6. Составьте режим для ребенка и неукоснительно соблюдайте его.
  7. Не перегружайте нервную систему ребенка. Снизьте количество новых впечатлений от компьютерных игр, просмотра кино и мультфильмов, чтения книг.
  8. Приобщите ребенка к занятиям танцами, музыкой или вокалом. Без принуждения.
  9. Постарайтесь также снизить речевую активность ребенка в семье, на время исключите посещение гостей. Следует не запрещать ребенку много разговаривать, а постараться переключить его внимание на какую-нибудь игру или выполнение каких-либо заданий (сложить игрушки, полить цветы). Также полезно рассказывать что-нибудь ребенку, чтобы он больше слушал, чем говорил.
  10. Во время лечения ни в коем случае не наказывайте ребенка, не кричите на него за неправильную речь, а мягко и спокойно показывайте, как правильно говорить.
  11. Не стоит из-за болезни чересчур жалеть ребенка, слишком баловать и разрешать делать все, что ему хочется. Иначе впоследствии любой запрет может травмировать малыша, что только усилит заикание.
  12. Родители должны предъявлять единые требования. Не допускайте ситуации, когда один родитель разрешает, а другой запрещает, и наоборот.

Заключение

Заикание – распространенная проблема, но своевременное обращение к врачу и соблюдение всех предписаний поможет ребенку успешно справиться с этим неприятным заболеванием. А спокойная и доброжелательная обстановка в семье, соблюдение режима и повышение иммунитета будет хорошей профилактикой возникновения заикания или его рецидива.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector